70 лет назад начались работы по тяжёлому танку «Объект 279». Это был необычайно смелый эксперимент советских танкостроителей. Машина получила четырёхгусеничную ходовую часть, нестандартную форму корпуса, мощнейшее орудие калибра 130 мм и бронирование, не имевшее на тот момент аналогов в мире. За свой необычный внешний вид танк прозвали «Луноходом» и «Летающей тарелкой». Но амбициозный проект пришлось закрыть из-за решения первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва. Однако результаты испытаний «Объекта 279» использовались при создании серийных танков нового поколения. Как разрабатывался «Объект 279», в интервью RT рассказал научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института транспортного машиностроения (входит в концерн «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех») Дмитрий Игнатов.
— В 1955 году правительство СССР утвердило постановление, инициирующее опытно-конструкторские работы по созданию «тяжёлого танка специального назначения». Как начиналась разработка уникального танка и чем он отличался от остальных проектов того времени?
— Работы по созданию «Объекта 279» велись в рамках постановления Совета министров СССР №1498-837 от 12 августа 1955 года.
Задачей было создать танк нового поколения, который стал бы вершиной тяжёлой бронетехники. Параллельно разрабатывались несколько проектов с различными техническими решениями: «Объект 279» Льва Троянова, «Объект 770» Павла Исакова, «Объект 277» и «Объект 278» Жозефа Котина.
Тяжёлый танк повышенной проходимости «Объект 279» создавался в Ленинградском ВНИИ-100 (ныне — АО «ВНИИТрансмаш», в составе концерна «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех». — RT) на базе танка Т-10 и его модификаций.
В сравнении с другими тяжёлыми гусеничными машинами «Объект 279» имел существенно большую, уникальную проходимость и подвижность.
15 декабря 1953 года на вооружение советской армии был принят танк ИС-8, получивший обозначение Т-10. Машина была предназначена для…
— Расскажите о трансмиссии этого танка. Зачем ему целых четыре гусеницы? Какие сильные и слабые стороны этого технического решения?
— Ходовая «Объекта 279» состояла из четырёх гусеничных лент, каждая из которых включала 81 трак шириной в 580 мм. При такой компоновке среднее давление 60-тонного танка на грунт было всего 0,6 кг/см², что сопоставимо с параметрами лёгкого танка ПТ-76 массой 14,5 т.
Как правило, застревание обычных танков происходило, когда они цепляли брюхом землю и гусеницы буксовали в грязи. Размещение же двух дополнительных гусениц под днищем «279» практически исключало это.
Конструкторам также удалось снизить общий вес машины. В сравнении со стоявшим тогда на вооружении Т-10 ходовая «Объекта 279» была на целых 0,5 т легче.
Кроме того, по подвижности «Объект 279», несмотря на свои 60 т веса, не уступал другим опытным образцам тяжёлых танков («Объектам» 277, 278 и 770. — RT), а по проходимости значительно их превосходил.
«279» спокойно преодолевал торфяное болото глубиной 1,5 м и при этом ещё мог буксировать другой застрявший танк.
Но были у четырёхгусеничной схемы и определённые недостатки. Во время испытаний танка на полигоне отмечались ненадёжная работа подвески и большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно в распутицу.
Конструкция «Объекта 279» была значительно сложнее в ремонте и обслуживании. В случае подрыва на мине или поломки отремонтировать танк в полевых условиях было бы крайне трудно.
80 лет назад начала выполнять свои задачи Группа советских войск в Германии во главе с маршалом Георгием Жуковым. В общей сложности за…
— Есть мнение, что «279» создавался специально для ведения боя в условиях ядерной войны. Так ли это?
— Это популярное заблуждение. Специализированное оборудование, обеспечивающее устойчивость к последствиям ядерного взрыва, на «Объекте 279» не устанавливалось.
— Когда появилось наименование «Объект 279» и почему танк прозвали «Луноходом»?
— В советское время все оборонные предприятия были засекречены и в документах использовались только их шифр-номера. В частности, Ленинградский кировский завод (ЛКЗ) имел номер «2», поэтому названия всех опытных образцов КБ-3 (входило в состав ЛКЗ. — RT) начинались с этой цифры: «277», «278», «279», «219» и так далее.
Во время разработки и испытаний «Объекта 279» название «Луноход» не использовалось, поскольку оно не отражало суть военной техники. Этот термин стал популярным значительно позже благодаря внешнему сходству танка с первыми луноходами, исследовавшими поверхность Луны, и закрепился в разговорной речи.
— Знали ли на Западе о разработке Советским Союзом «Объекта 279» и был ли у НАТО аналог нашего экспериментального танка?
— Разведка стран НАТО, вполне вероятно, владела информацией об отдельных направлениях разработки и исследований по «Объекту 279». Вместе с тем информации о наличии в западных странах хоть какого-то аналога советского экспериментального танка нет.
— «Объект 279» очень выделяется на фоне остальной бронетехники формой своего корпуса, напоминающей летающую тарелку. В чём был смысл этого технического решения?
— Такая форма делала корпус танка более рикошетным и существенно снижала вероятность пробития брони. Это решение советских конструкторов делало танк практически неуязвимым для современных на тот момент противотанковых средств НАТО, которые использовали более лёгкие и менее мощные калибры.
19 сентября в России отмечается День оружейника. Одним из достижений конструкторской мысли считается основной боевой танк Т-72,…
«279» имел самую надёжную броневую защиту среди тяжёлых танков того времени. Корпус танка был сварен из крупных литых броневых деталей криволинейной формы. Передняя часть корпуса имела закруглённую форму с установленным по периметру несъёмным противокумулятивным экраном из листовой стали.
Лобовая деталь корпуса имела толщину брони нижней части 265 мм при угле наклона 45°, средней части — 192 мм и 60°, верхней части — 93 мм и 75° соответственно.
Нижняя лобовая часть корпуса имела переменную толщину от 258 до 121 мм и углы наклона от 45° до 70° соответственно.
За счёт специфической формы корпуса «279» приведённая толщина брони значительно увеличивалась, обеспечивая защиту от всех актуальных тогда противотанковых средств.
Толщина бортов была переменной и составляла от 100 мм до 182 мм под углами до 65°. Поверх основной брони крепились противокумулятивные экраны, значительно повышающие защищённость танка в боковой проекции.
Литая башня сферической формы обладала внушительной лобовой защитой — 305 мм номинальной брони. За счёт рациональных углов наклона она была фактически непробиваемой.
Масса броневой конструкции «Объекта 279» составляла 32 т, то есть 53% от боевой массы. Бронирование обеспечивало защиту лобовой части танка от 122-мм бронебойного снаряда с начальной скоростью 950 м/с и 90-мм кумулятивного снаряда при курсовых углах обстрела ±45° для корпуса и ±90° для башни на всех дальностях стрельбы. Для того времени эти показатели защищённости были беспрецедентными.
— Чем «Луноход» мог ответить противнику?
— Вооружение этой машины состояло из 130-мм высокобаллистической пушки М-65. Орудие дополнялось механизмом облегчения заряжания на 12 боеприпасов первой очереди. На сравнительных испытаниях объекты «277» и «279» показали уверенную прицельную стрельбу со скорострельностью до 8—9 выстрелов в минуту.
Боекомплект составлял 27 боеприпасов и 1 тыс. патронов к двум пулемётам КПВТ (пулемётам Владимирова. — RT) калибра 14,5 мм.
Комплекс управления огнём включал оптический прицел-дальномер наводчика со стабилизированным полем зрения ТПД-2С и ночной прицел ТПН-1 «Луна».
На танке устанавливался двухплоскостной гидравлический стабилизатор «Гроза» для 130-мм нарезной пушки М-65. Это давало возможность вести точную стрельбу на ходу или после резкой остановки: орудие всегда было направлено на цель.
Боевая машина поддержки танков «Терминатор» показывает высокую эффективность, заявил гендиректор «Уралвагонзавода» Александр Потапов….
— Какие новые инженерные решения были воплощены в «Объекте 279»?
— Была испытана гидромеханическая трёхскоростная трансмиссия и новый 16-цилиндровый наддувной дизель 2ДГ8-М мощностью в 1000 л. с. и эжекционной системой охлаждения.
Ходовая часть имела уникальную гидравлическую подвеску, у которой не было аналогов в мире.
— Почему работы по «Объекту 279» были закрыты? Связано ли это с тем, что в России и на Западе в принципе отказались от концепции тяжёлых танков и начали разработку ОБТ?
— В мае 1960 года прошёл заводские испытания первый опытный образец «Объекта 279». Дополнительно было изготовлено ещё два образца, но их не испытывали в связи с решением правительства о прекращении с января 1961-го работ по танку «Объект 279» и дизелю для него.
Во время демонстрации тяжёлой техники на полигоне Капустин Яр 22 июля 1960 года Никита Хрущёв высказался отрицательно о тяжёлых танках и запретил принимать на вооружение гусеничные машины с массой, превышающей 37 т.
Считалось невозможным обеспечить большой отрыв тяжёлых танков от средних по огневой мощи и защищённости в заданных пределах массы, а также бытовало мнение, что боевые машины с ракетным вооружением способны полностью заменить на поле боя пушечные танки.
Как это часто бывает, политическое решение, принятое без учёта всех тенденций и перспектив развития данного вида техники, оказалось ошибочным и, возможно, отбросило развитие танкостроения назад.
Во всяком случае, созданные в период 1960—70-х годов в концепции «основного боевого танка» отечественные машины типа Т-64, Т-72, Т-80 очень быстро снова приблизились к боевой массе более 45 т.
«Ростех» сообщил об успешных испытаниях двигателя повышенной мощности для БМП-3. Новый дизельный мотор УТД-32Т получил турбонаддув и…
— Какое влияние оказал «279-й» на отечественное танкостроение? Как работы над проектом помогли определить технические решения для будущих серийных танков, включая модернизированные Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90?
— Создание «Объекта 279» внесло значительный вклад в развитие отечественного и мирового танкостроения. Этот смелый эксперимент определил вектор разработки и модернизации многих современных танков.
В частности, при испытаниях «Лунохода» были отработаны решения, связанные с моторно-трансмиссионным отделом, механизмом заряжания и скорострельностью, перекомпоновкой групп боевого отделения.
Выявилась необходимость в применении автоматизированного тормозного устройства для удержания башни танка в движении.
Был сделан вывод, что результаты, полученные при разработке «Объекта 279», могут быть рекомендованы танковым заводам и конструкторским бюро к использованию при создании новых образцов бронетехники.